Алиер Мирмарский написал(а):Или у нас разное понимание слова "качество"?
Окстись, окаянный, как ты мог заподозрить меня в чём-то подобном?
Конечно, меня беспокоит то, сколько молодых людей прочли "Le morted d'Arthur", а сколько с трудом добрались до Пруста, Кафки и Маркеса(только не подумайте, что я не люблю Кафку, Пруста, и тем более, Маркеса). Но я не занимаюсь подменой критериев качества и критериев художественной ценности.
К слову, о количестве читателей: разумеется, в твоём кругу читающих будет больше. На сорок нечитающих молодых найдётся восемьдесят нечитающих зрелый людей, и это отношение нормально. Но, к сожалению, даже оно может не сохранить свою справедливость. Развлекательная индустрия не стоит на месте, и многие предпочитают играть в игры или смотреть фильмы, но не читать книг. Это не брюзжание и не попытка возвыситься, просто если не ужасающую, то по-крайней мере вызывающую недоумение фразу "я не читаю книг" доводится слышать всё чаще.
И раз уж дошли до попытки возвыситься — то подобные пессимистичные настроения скорей являются более, чем конструктивными. Люди любят считать себя лучше, и всяк читающий, который будет убеждён, что это сейчас редкость, всегда будет стараться насаждать любовь к чтению окружающим, доказывать, что это хорошо, и, возможно, это возымеет какой-то результат.
Может, я кажусь ужасным недальновидным пессимистом, ещё бы, ведь дабы убедиться в существовании читателя достаточно зайти в книжный магазин и увидеть там толпы радостных молодых людей. Не обложки же они зашли посмотреть? Но вот в чём дело — стоит ли доносить это открытие окружающим? И я не знаю, как решивший стать писателем может этого не понимать.
Алиер Мирмарский написал(а):качественная книга с большой вероятностью будет популярна. Или у нас разное понимание слова "качество"? По моему определению, это степень проработанности, количество и уместность примененных приемов, общая степень воздействия книги на читателя и вызываемого ею интереса.
Во-первых, ты как общую степень воздействия книги на читателя измерять или заранее прорабатывать собрался? И для того, чтобы книге быть хорошей — ей вообще не обязательно на кого-то воздействовать. Особенно беллетристике. Так же ты забыл упомянуть многослойность(ведь при повторном прочтении книги в ней должно открываться что-то новое, и интересовать она должна как читателя необразованного, так и читателя умного и изощренного). И вообще желание перечитать книгу заново. И непохожесть книги на другие произведения. И отзывы литературных критиков.
Алиер Мирмарский написал(а):Оно работает в одну сторону.
Оно работает весьма относительно.
Ведь если задуматься о причинах подобной закономерности — то можно прийти к простому выводу. Критерии качества и критерии успеха — это разные вещи. Каждый автор хотел бы написать хорошую книгу, и чтобы она была прочитана. Но если он станет заострять внимание только на критериях качества — он может ничего и не достичь. Разумеется, Данте знал каждый кузнец, а Дюма при жизни продавался огромными тиражами.
Но можем ли мы сказать то же самое о таких авторах, как Джойс и Нерваль?
И эти же различия в критериях качества и успеха полностью объясняют, как весьма плохие в литературном плане произведения вроде "Кода да Винчи" или "Унесённых ветром" были переоценены.
Если же намеренно остановить внимание на критериях успеха — то может выйти всё весьма и весьма печально. Самое очевидное в них — вещи, которые нравятся читателю по определению, такие как секс. Но можно ли назвать книгу с эрекцией на каждой странице хорошей? Нет, нельзя.
Другие же книги становятся успешными потому, что отражают чаянья эпохи. И этот фактор для успеха может быть более ключевым, чем все литературные приёмы вместе взятые. Если, конечно, твой псевдоним не Майн Рид. Языком Майн Рида можно писать вообще о чём угодно.
Но и здесь нельзя не вспомнить о разном понимании понятия "бестселлер". Какие-то книги вызывают бум, а какие-то продаются небольшими тиражами. Но на протяжении веков и тысячелетий. И если начинать формировать критерии успеха до конца, или хотя бы попытаться их понять — то мы не управимся и за неделю.